Лекция «Обратная связь»

Как бы объективно вы ни старались себя оценить, окружающие люди все равно будут видеть вас по-другому, не так, как видите себя вы. Поэтому так важна обратная связь — взгляд со стороны позволит вам заметить моменты, на которые раньше вы не обращали никакого внимания.

Лекция для зависимых - Обратная связь

Представьте, что вы храпите по ночам. Вы этого не знаете, потому что ночью спите и не чувствуете того, что с вами происходит. Храп далеко не всегда может быть безобидным явлением, часто это симптом каких-либо сбоев в организме, кроме того, он может сопровождаться апноэ, кратковременными остановками дыхания во сне. Обратная связь от человека, который спит с вами в одной комнате, — это сигнал к тому, что нужно обратиться к врачу. Вы обращаетесь к специалисту, врач выявляет причину, которая спровоцировала храп, устраняет ее. Все, вы здоровы, больше не храпите. И все благодаря своевременной обратной связи.

Это весьма показательный пример. Как и храп, мы можем не замечать многие негативные (или положительные) черты своего характера, а также зависимости. Это одна из особенностей нашего мозга — игнорировать проблемы, которые прямо здесь и сейчас не угрожают нашей жизни. Но есть нюанс: когда эти проблемы станут неминуемой угрозой для жизни, делать что-либо будет уже поздно. Поэтому научитесь прислушиваться к сообщениям других людей и старайтесь сами давать окружающим правильную обратную связь.

Как правильно дать обратную связь

Давать грамотную обратную связь ничуть не легче, чем воспринимать советы и предупреждения окружающих о себе. Но этому можно научиться. Вот несколько рекомендаций:

  1. Не переходите на личности. Лучше описывать ситуацию относительно себя. Неправильно: «Ты так сильно накричала на своего сына». Правильно: «Я очень испугалась, когда ты начала кричать на сына». Описательная манера позволит человеку самому решать, слушать ли ваше замечание или нет — когда решение принимается самостоятельно, а не навязывается извне, больше шансов на то, что критика будет воспринята правильно.
  2. Старайтесь не осуждать, не давать оценки. Помните о том, что у любой ситуации есть несколько сторон, факторов. Если вы не человек, который получает оценку своих действий, если вы не внутри ситуации, вы не можете знать всех факторов, соответственно, судить вам никто права не давал. Поэтому не давайте оценки. Неправильно: «Ты так сильно накричала на своего сына, это было ужасно, ты гнусно себя ведешь, тебе должно быть стыдно». Правильно: «Была какая-то причина, чтобы накричать на сына? Не хочешь это обсудить?».
  3. Старайтесь избегать обобщений, конкретизируйте свои замечания. Человеческий мозг не склонен принимать обобщенную критику на свой счет, поэтому такие замечания будут бесполезны. Кроме того, обобщенные замечания обычно формулируются излишне высокопарными фразами, и веры в такие фразы, как правило, не бывает. Неправильно: «Ты подавляешь всех, кто рядом с тобой находится». Правильно: «Похоже, ты сейчас слишком сильно давишь на сына, возможно, было бы лучше, если бы ты объяснила ему свою точку зрения, а не просто приказывала».
  4. Обратная связь должна быть полезной. Когда мы даем обратную связь, в большинстве случаев заботимся сначала о своем комфорте, а уже потом — о человеке, который эту связь получает. Храп партнера мешает вам спать, поэтому вы на него обращаете внимание. Зависимость близкого человека вызывает у вас страх и боль, поэтому вы указываете на этот момент внимание. Но если вы хотите, чтобы ваша обратная связь была максимально эффективной, старайтесь делать замечания с практической пользой. Неправильно: «Ты так часто орешь на своего сына, я устала это слушать, у меня от твоего ора болит голова». Правильно: «У меня вчера сын принес из школы двойку, мне так хотелось на него наорать, но я взяла себя в руки, мы с ним поговорили. В итоге мы сели вместе позаниматься, я объяснила ему непонятную тему, сегодня принес пятерку. Может быть, и тебе стоит поговорить со своим ребенком?».
  5. Не просто описывайте свои ощущения, а подтверждайте их примерами. Это позволит избегать ненужного обобщения, делать обратную связь более четкой, направленной. Неправильно: «Ты постоянно орешь на своего сына». Правильно: «Тебе не кажется, что ты слишком часто повышаешь голос на ребенка? Вчера после его прихода из школы был скандал, сегодня с утра, и сейчас. Меня это беспокоит. Хочешь поговорить об этом?».
  6. Давайте своевременную обратную связь. Разумеется, нужно ориентироваться не только на возникшую ситуацию, но также на готовность человека слышать и слушать ваши советы. Неправильно: «Вот, твой сын стал огрызаться. Конечно, ты слишком его всегда подавляла, вот и получай обратку». Правильно: «Дорогая, ты не думаешь, что повышенный тон в разговоре с детьми неуместен, ведь через несколько лет дети станут считать такое нормой и, возможно, также будут отвечать — повышенным тоном?».
  7. Иногда необходимо проверять, насколько точно человек услышал ваш месседж. Для этого нужно попросить человека повторить, перефразировать то, что он услышал от вас. Дело в том, что когда человек испуган или сильно зол, когда находится в стрессе, есть риск, что он неправильно оценит обратную связь и сделает не те выводы. В таком случае ваши рекомендации будут бесполезны.

Об обратной связи в реабилитационном центре

Обратная связь — психологический инструмент, который может быть очень эффективным, если дается обратная связь по всем правилам, описанным выше.
В реабилитационном центре «Нарко Центр» все пациенты проходят комплексное лечение наркомании и лечение алкоголизма, где много внимания уделяется психологической составляющей: проводятся индивидуальные и групповые сессии с психологом, различные мастер-классы, тренинги и так далее. И обратная связь на этих сессиях, тренингах — важнейший инструмент, который вынуждает каждого участника посмотреть на себя со стороны, оценить свои результаты — увидеть промахи и акцентировать внимание на победе. Правильно организованная обратная связь очень важна, потому что реабилитация — это перманентный стресс для каждого пациента, и в таких условиях очень сложно удерживать внимание на всех аспектах лечения. Взгляд со стороны позволяет не забывать о своих слабых и сильных сторонах, что делает продвижение к цели более быстрым и эффективным.

Обратите внимание, что обратная связь в центре всегда дается под присмотром квалифицированных психологов, которые следят за тем, чтобы оценки и рекомендации были корректными, своевременными, полезными.

Автор новости

Клинический психолог

(Обновленно 2023.01.24)
WhatsApp Viber Telegram Вконтакте