Консультация психолога по телефону: 8 800 500 81 74 Анонимно!


Общение — процесс взаимодействия между людьми, в результате которого они обмениваются информацией. В зависимости от условий этот процесс может трансформироваться, приобретать те или иные формы. Проще говоря, человек выбирает для себя удобный способ общения, исходя из конкретной ситуации.

Виды общения

Если мы понаблюдаем за собой, то заметим, насколько меняется наш стиль общения при контакте с разными людьми.

Контакт масок

Когда люди не собираются завязывать друг с другом глубоких отношений и желают ограничиться поверхностными контактами, для выражения эмоций они используют стандартные маски и роли. Человек может показывать себя вежливым, внимательным, участливым, строгим, равнодушным и т. д., хотя на самом деле испытывает совсем иные чувства. Подобный формализм вполне уместен, ведь никто не обязан углубляться во внутренний мир чужих людей, с которыми вынужден контактировать.

На маскараде под маской скрывается лицо, а в психологии — личность. С помощью маски можно выдать себя за того, кем в реальности не являешься. Когда же нужда создавать определенное впечатление о себе отпадает, маски сбрасываются. Заметим, что маска и социальная роль — не идентичные понятия, как может показаться на первый взгляд. Социальная роль имеет отношение к статусу человека и определяется местом, которое он занимает в семье, на работе, в кругу друзей и т. д. Задача маски — скрыть истинные чувства и желания, помочь самоутвердиться.

Личность, пользующаяся маской, обязательно пребывает в состоянии внутреннего конфликта, и это характерно для всех зависимых и созависимых. Внешне человек один, зато внутри совершенно другой. Надел маску — и вот уже твое поведение не соответствует внутренним переживаниям. Постоянное подавление истинных чувств приводит к нервным срывам, агрессии или уходу в зависимость.

Человек надеется с помощью маски получить признание и любовь окружающих. Подобный стиль общения формируется в детстве, если в семье нет понятия о правилах поведения, зато в избытке присутствуют критика, неприятие и моральное насилие. Ничуть не лучше и анархия.
Видов масок очень много, рассмотрим лишь некоторые.

Образ шута

Человека, надевшего шутовскую маску, отличает патологическое неприятие одиночества, уединения. Шут обожает веселые компании, в которых отводит себе роль непревзойденного юмориста. Он всегда умеет разрядить обстановку, но при этом никому не сочувствует глубоко, наоборот, обесценивает чужие переживания.

За маской шута человек прячет свое внутреннее одиночество, страх, тревогу, неуверенность в собственных силах, слабость, инфантильность.
Шут подсознательно ставит себе табу на выражение негативных эмоций, но когда чаша переполняется, уходит в зависимость, часто алкогольную.

Добрый, заботливый

Маска хорошего доброго человека нужна для усиления собственной важности. Такая личность очень боится публичного проявления «нехороших» качеств, живущих в нем, и всеми силами подавляет их. В глубине души добрый человек желает получить дивиденды за свою доброту: одобрение, уважение, почитание. Всегда стремится к респектабельности.

Добрый человек наедине с собой или кем-то очень близким может трансформироваться в злого и даже агрессивного. Главное, чтобы этого никто не увидел. Дурные мысли вполне могут жить в его сознании, но хороший человек тщательно следит, чтобы они не стали достоянием социума. Более того, он любит учить других тому, от чего в реальности бывает весьма далек. Публичное признание добродетельности — вот главная цель носящей подобную маску личности.

Отличник (отличница)

Отличникам часто приписывают перфекционизм, не замечая, что таким людям важен не сам идеальный результат, а положительная оценка окружающих.

Маску отличника обычно надевают дети, родители которых стремятся удовлетворить за их счет собственные амбиции, компенсировать свои жизненные неудачи.

Ребенок в погоне за вниманием, похвалой, хорошей оценкой не гнушается ничем, в том числе ложью и манипуляциями. По его мнению, только так он может заслужить любовь близких. Часто быть отличником ребенка заставляют различные комплексы: недовольство своей внешностью, низкий статус семьи, отсутствие друзей.

Люди с синдромом отличника крайне чувствительны к критике, очень боятся ошибиться. Недостаточная похвала может спровоцировать истерику, злость, апатию и другие аффективные состояния.

Формально-ролевое

В основе этого вида общения лежит социальная роль каждого из участников, поэтому его форма и содержание заранее регламентированы. К примеру, в медицинском кабинете никому не придет в голову расспрашивать врача о его личной жизни. Продавцу в магазине не задают вопросов о здоровье. Каждый исполняет строго обозначенную роль, поэтому общение почти никогда не выходит за рамки формального.

Манипулятивное

В данном случае человек идет на контакт с другим ради извлечения определенной выгоды для себя. Манипулятор не гнушается никакими методами воздействия: это и лесть, и показное сочувствие, и запугивание, и демонстрация заботы, и даже обман.

Духовное (открытое) общение

Этот стиль общения характерен для круга близких друзей или родственников. Люди испытывают взаимную любовь или хотя бы симпатию, имеют общие интересы и темы. Часто собеседники понимают друг друга без слов, считывая эмоции.

Рекомендации к общению

Чтобы общение было продуктивным и приносило удовольствие, необходим тесный контакт с собеседником. Избежать типичных ошибок помогут следующие советы.

«От себя» и «про себя»

Людям свойственен эгоцентризм: большую часть времени они сконцентрированы на мыслях о самих себе. Запомните:

  • не стоит переводить в беседе внимание на себя, если, конечно, ваша личность не является главной темой разговора;
  • старайтесь предлагать собеседнику интересные для вас обоих темы, не меняйте их в процессе беседы;
  • отвечайте на вопросы по существу, не переключаясь на озвучивание собственных переживаний и эмоций;
  • контролируйте себя, не выказывайте возбуждения и нетерпения;
  • не используйте беседу, чтобы похвастать своей эрудицией.или потешить собственное эго.

Активное слушание

Очень эффективный способ наладить глубокий контакт с собеседником. Здесь требуется полная вовлеченность в процесс, чему часто мешают сильные эмоции, отвлечение на личные проблемы, субъективные оценки. В итоге мы слушаем, но не слышим другого человека, и даже не осознаем этого. Подобной манере общения и противостоит активное слушание.

Истинная, а не показная заинтересованность, которую почувствует ваш собеседник — залог будущих глубоких отношений, если вы, конечно, в них нуждаетесь.

Методы активного слушания просты:

  • выражайте сопереживание, сочувствие, симпатию;
  • не просто слушайте, а услышьте;
  • не перебивайте;
  • произносите имя собеседника;
  • улыбайтесь;
  • не допускайте споров и ссор;
  • уважайте чужое мнение.

Умение активно слушать — чрезвычайно полезный навык, и ему можно обучиться.